Факторы, влияющие на формирование и использование государственного бюджета в Украине.

Как экономическая категория, бюджет отражает сложные отншения по поводу движения централизованных денежных средств, предназначенных для удовлетворения общественных потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет в известном смысле является и предпосылкой, и результатом общественонго развития, можно выделить факторы, которые влияют на формирование бюджета и его использование.

Хотя все факторы тесно взаимодействуют между собой и оказывают комплексное воздействие на бюджетную политику, представляетс явозможным выделить ряд факторов, которые подразделяются на : 1) экономические; 2) социальные; 3) политические.

Экономические факторы в значительной степени связаны с макроэкономическими процессами,происходящими в сфере общественного производства. Сюда относятся совокупный, общественный продукт, валовый внутренний продукт, нацинальный доход, экономический рост (спад) производства, инфляция, безработица, структурные изменения в производстве, производительность общественного труда, соотношение в развитиии предприятий группы А группы Б, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая политика (виды и структура налогов,ставки налогов, налоговые льготы).

В таблице 1 (см. Приложения) приведены некоторые макроэкономические показатели общественного производства на Украине. Приведенные в ней данные свидетельствуют о том, что формирование бюджета Украины происходит на фоне снижения валового внутреннего продукта, значительных инфляционных процессов, роста количества безработных.

К числу экономических факторов бюджетного планирования относятся также инвестиционные затраты на развитие народного хозяйства, соотношение средств, идущих на потребление и накопление. Как показывают данные, приведенные в таблице 2 (см. Приложения), основная часть национального дохода в

Украине используется на потребление( хотя и наблюдается тенденция к снижению удельног веса средств, идущих на эти цели) ¾ в 1990 году удельный вес фонда потребления составил 82,2%, а в 1995 году ¾ 67,7 % (прогноз) национального дохода.

С точки зрения перспектив формирования бюджета основной закономерностью воспроизводства в условиях рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления при распределении нацинального дохода Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную инвестиционную политку, укреплять материально-техническую базу производства и тем самым увеличивать доходную чпсть государственного бюджета Украины.

Социальные факторы формирования и использования бюджета в значительной степени обусловлены особенностями воспроизхводства рабочейц силы и населения страны в целом. Сюда следует отнести финансовые средства, идущие на просвещение, здравоохранение, социально-культурные мероприятия, социальную защиту населения, а также величину общественного фонда потребления; объем и уровень заработной платы различных категорий работающих (особенно непроизводственной сферы); размер потребительской корзинки; товарооборот государственной и коммерческой торговли; сеть дошкольных, школьных и профессионально-технических заведений, вузов; контингент учащихся и лиц, получающих первоначальную профессионально-техническую подготовку; сеть больниц и поликлиник и т.д. В таблице 3 (см. Приложения) показаны прибыль, фонд оплаты труда и другие составные валового внутреннего продукта в Украине, влияющие на социальную сферу.

Как мы видим из таблицы, и объем прибыли, и фонд оплаты труда имеют тенденцию к снижению, что сдерживает развитие социальных факторов, влияющих на формирование бюджета и его использование.

Политические факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутреннего правопорядка, рациональной организацией управления страной, укреплением законондательной и исполнительной власти, иными словами, осуществлением регулирующих функций демократического государства.

Перейти на страницу: 1 2

 

Статистика

Важные события

Аттестация государственных служащих

Аттестация государственных служащих декларируется современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы.