Контроль — средство государственного регулирования экономики и частного бизнеса деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, то его следует рассматривать как одну из форм государственной власти.
Государственный контроль в сфере частного бизнеса или предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов.
Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на два вида: общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор.
В науке административного, права отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:
а) органы надзора (в том числе и прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля — в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;
б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
в) по действующему законодательству страны органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Виды контроля различаются в зависимости от оснований классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен валютный контроль, при котором проверяется конкретный вопрос соблюдения валютного законодательства.
В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет целью предупреждение и профилактику параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.
В зависимости от того, кто осуществляет контроль, и характера полномочий контролирующих органов выделяются:
· контроль Президента страны;
· контроль органов законодательной (представительной власти);
· контроль органов исполнительной власти;
· контроль органов судебной власти.
Значение налогового контроля для частного бизнеса огромно. Однако он не является контролем собственно за ним. Основная его задача заключается в проверке выполнения бизнесменом требований законодателя по выплате налогов и иных налоговых платежей.
К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, надзор лицензирующим органом за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий.
Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:
· проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
· запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;
· составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;
· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения; устанавливать сроки устранения таких нарушений;
· выносить предупреждение лицензиату;
· осуществлять иные предусмотренные законодательством полномочия.
Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.
Один из характерных примеров непосредственного контроля за частной деятельностью — валютный контроль. Его цель — обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.
К большинству валютных операций в различных станах в соответствии с действующим законодательством относятся:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
|