Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов. Ни одна страна мира не осуществляла подобного рода преобразований по переходу от административной системы к экономике, базирующейся на предпринимательской инициативе и косвенном государственном регулировании, на механизме конкуренции, обеспечивающей социально-экономический отбор наиболее эффективных предприятий с наименьшими издержками производства и в то же время наиболее полно удовлетворяющими рыночные потребности. Рыночная экономика Запада - это экономика зрелого товарного производства, ориентированная на удовлетворение социально-экономических нужд общества. Такая ориентация осуществляется государством с использованием целой системы приемов косвенного воздействия на экономику (через систему налогов, банковский процент, государственный протекционизм в ценовой и инвестиционной политике и др.). Россия же находится совершенно в ином положении - ее экономика до предела монополизирована (82% ассортимента промышленной продукции производится одним - двумя предприятиями, количество малых предприятий ничтожно по сравнению с их наличием в странах Запада, практически отсутствует конкуренция на товарных рынках). Инфляционные процессы, а также беспрецедентный спад производства продолжаются. Структура экономики продолжает утяжеляться - растет удельный вес добывающих отраслей с сокращением отраслей, производящих товары народного потребления. В таких случаях должны использоваться адекватные методы управления производством, наиболее полно учитывающие специфику российской действительности. С самого начала построения новой налоговой системы был взят неверный фискальный ориентир. Налоговая система стала приобретать конфискационный характер. Известно, что у предприятий изымается через различные налоги 85-90% прибыли. При обследовании промышленных предприятий выяснилось, что они направляют на капитальные вложения в среднем всего лишь 10-15% прибыли, тогда как до перехода на новую налоговую систему эта доля составляла не менее 25%. И это происходит, когда износ оборудования на предприятиях ведущих отраслей материального производства составляет не менее 70%. В результате неразумной налоговой политики, неправильного распределения накоплений предприятий уже в ближайшее время потребуются огромные инвестиции в производство на его перевооружение. Но эту задачу современная российская экономика решить не сможет, поскольку она совершенно лишена стимулирующего начала, которое в современных условиях развития должно осуществляться при реализации всех функций налогообложения - фискальной, контрольной и распределительной. Налоговая система должна отражать интересы как предпринимателей, так и государства. Тем более, что с точки зрения перспективного рассмотрения эти интересы в основном совпадают - это экономический рост, обеспечение конкурентоспособности производства, ориентация на его инновационное содержание, обеспечивающее сокращение издержек производства и обращения товаров и т.д. Среди сочетания этих интересов особое место занимают инвестиции, связанные с формированием материально-технической базы производства на более прогрессивных технологических основах Но в результате высокого налогового изъятия доходов предприятия не в состоянии обеспечивать не только количественный рост производственной базы, но и ее качественные изменения. Процесс "проедания" основного капитала нарастает. Налоговая система должна предполагать необходимый уровень стимулирования развития предприятий через получаемую прибыль. Мировой опыт свидетельствует, что существуют определенные пределы изъятия доходов субъектов рыночной экономики, за которыми теряется интерес к предпринимательской деятельности. В частности, эмпирическим путем было доказано, что средний уровень изъятия доходов предприятия не должен превышать 35-36% (кривая Лаффера). Если среднее изъятие доходов предприятий через налоги превышает эту величину, то возникает стагнация производства, а затем и его спад, нарушается расширенный воспроизводственный цикл, становится невозможной инновационная деятельность, которая требует существенных капитальных затрат за счет накоплений предприятий. Высокие налоговые ставки, конфискационный характер налогообложения не содействуют столь необходимому России развитию производства. При определенном уровне налоговых ставок продолжается рост производства. Но при достижении критического уровня изъятия доходов предприятия рост производства прекращается и начинается его спад (регрессивное развитие). Формирование налоговой системы предполагает ее построение на основе воспроизводственного принципа. Механизм налогообложения призван обеспечивать оптимальное соотношение всех фаз воспроизводственного процесса, их динамику в определенной системе пропорций, отражающих специфику каждого этапа развития экономики. При этом должно предусматриваться налоговое воздействие государства на распределение капиталов между различными сферами и видами деятельности и выражаться прежде всего в создании оптимальной структуры экономики, соответствующей потребностям рыночного спроса. К сожалению, действующая налоговая система совершенно не реализует эту функцию, а, наоборот, стимулирует свертывание производства, консервацию технической отсталости, поощряет расточительство. Налоговая система России не учитывает и то, что она функционирует в условиях монопольного ценообразования. Это обуславливает ее инфляционный характер, поскольку она стимулирует повышение цен. И такое явление вполне закономерно - ведь производители товаров стремятся переложить все бремя налогового давления на непосредственных и конечных потребителей товаров - население. Поэтому подавляющая часть налогов приобретает косвенный характер, когда плательщик налога фактически перекладывает его на потребителя, включая в цену. Это становится возможным благодаря тому, что производитель товара имеет возможность диктовать цену потребителю и увеличивать ее, стараясь получить большую массу прибыли для собственного использования. Если в развитых странах Запада доля косвенных налогов в налогообложении падает, то в России возрастает. Это указывает на неблагополучие в налогообложении, стремление увеличивать налоговые поступления "любой ценой". А цена такой налоговой политики высока - экономическая стагнация, инфляция, многократный (в тысячи раз) рост цен на потребительские товары. В России базой налога на добавленную стоимость является не только прибыль и заработная плата (реальные элементы вновь созданной стоимости), но и амортизационные отчисления. Кроме того, в базу этого налога включается акциз, а также таможенные пошлины, которые никакого отношения к созданной (добавленной) стоимости не имеют. Необоснованно и то, что одним налогом (налогом на добавленную стоимость) облагается другой налоговый платеж - акциз. В следствии всего налог на добавленную теряет свое действительное содержание и практически превращается в налог с продаж (своеобразный многократный налог с оборота), выступающий в условиях монопольного рынка в качестве элемента цены на товар и косвенного налога, значительно (в некоторых случаях многократно) увеличивающего цену. Часть налоговых платежей из прибыли предприятия также перекладывают на потребителя, имея возможность компенсировать уплату налогов ростом свободных цен. Это можно отнести и к другим налоговым платежам, а также тем начислениям на фонд заработной платы, которые включаются в себестоимость продукции (платежи в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и другие фонды). Если выпустить "налоговый воздух" из цены, то ее размер сократился бы не менее чем в 3-5 раз. Это особенно относится к тем товарам, которые облагаются акцизом. Наша налоговая система построена так, что налоговые платежи возрастают по мере роста цен. Это очень удобно с точки зрения фискального содержания системы, но совершенно неприемлемо с позиций обоснованности налогообложения. Создается иллюзия роста доходности бюджета, тогда как на самом деле все это обусловлено инфляционным фактором - идет процесс увеличения налоговой массы, но в тоже время увеличивается дефицитность бюджета, поскольку инфляционный фактор еще в большей степени влияет на его расходы. Одним из наиболее существенных недостатков действующей налоговой системы является то, что она почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития. Ядром такой пропорциональности является соотношение темпов роста производительности труда и фонда потребления как на макро- , так и на микроуровне. Во всех странах с развитой рыночной экономикой эта пропорция контролируется государством различными методами. Опережающий рост производительности труда по сравнению с фондом потребления выступает главной предпосылкой стабильного развития экономики, ее безынфляционного характера, устранения дефицитности бюджета. Актуальность регулирования этого соотношения в современных отнюдь не уменьшилась, а, напротив многократно возросла. Пока же налоговая система России не ориентирована на косвенное поддержание указанного соотношения налоговыми методами, хотя и была сделана попытка через налогообложение прибыли предприятий воздействовать на сокращение темпов роста фонда потребления на предприятиях через минимальный необлагаемый его размер. Но такой порядок налогообложения не решает главнейшей проблемы - стимулирования роста производительности труда, вызывая у предприятий желание найти всевозможные ухищрения для сокрытия фонда заработной платы, и прежде всего его распределение на большую численность работников, т.е. фактически стимулирует непроизводительный труд с минимальной оплатой, падение его производительности. Кроме того, высокая ставка налогообложения прибыли и стремление предприятий уйти от налогов вынуждают их искусственно раздувать себестоимость продукции, ориентируясь на бесприбыльную работу. Особенно это относится к малым предприятиям, которые наиболее чувствительны к чрезмерному налоговому давлению. Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговых систем экономически развитых стран и мирового опыта в целом . В связи с этим актуальной остается задача обеспечить формирование такой системы налогообложения, которая способствовала бы развитию экономики, формированию полноценных субъектов рынка с одновременным постепенным решением проблемы сокращения дефицитности бюджета и достижения финансовой стабилизации с последующим переходом к экономическому росту. Понятно, что взвешенной налоговой политике принадлежит особая роль. Наряду с фискальной ролью налоговая система в условиях становления рынка должна выполнять активную стимулирующую функцию. Чтобы соответствовать этим требования, налоговая система России должна быть принципиально реформирована.
|