Местные денежные эмиссии в России (1917-1920 гг.)

Изучение местных, локальных денежных эмиссий невозможно без выявления сложных процессов, имевших место в денежном обращении всей России в 1917-1920 гг. Денежное обращение представляет собой кровеносную систему экономики государства, которое в кризисный период претерпевает глубокие, зачастую губительные изменения.

Первая мировая война "развязала" те процессы, которые развились позже в безудержную гиперинфляцию. Это происходило на основе крушения золотомонетного стандарта, нарушения баланса между спросом и предложением и излишков бумажных денег у населения. Со временем на первое место стали выходить процессы разрушения рыночных отношений.

К моменту Февральской революции (март 1917 г.) в денежном обращении России находилось бумажных денег на 10 млрд. руб., обеспеченных реально золотом на 1,476 млрд. руб. и на 2,141 млрд. руб. - фиктивным золотом за границей (золотыми займами Антанты). Курс рубля к этому времени упал до 55 коп. золотом, а покупательная сила рубля - до 27 коп. Индекс цен за год возрос на 100 %, при росте денежной массы на 62%.

Финансовая политика Временного правительства значительно углубила и перевела на новый уровень процесс "сокрушения" национальной валюты. Если эмиссия денег царского правительства не выходила за рамки потребностей военного времени, а средства на содержание администрации были сокращены, то пришедшая к власти "демократия", не считалась ни с какими расходами на поддержание в центре и на местах "представительных" органов.

При Временном правительстве продолжался выпуск царских денег (как их называли тогда, “романовских” или “николаевских”). Выпускались государственные кредитные билеты, казначейские разменные знаки, почтовые марки. Временное правительство ознаменовало свое пребывание у власти выпуском “своих” денег, декларирующих экономическую и политическую платформу русской буржуазии. Из всех задуманных Временным правительством видов бумажных денежных знаков успели войти в обращение государственные кредитные билеты с датой “1917”, достоинством в 250 и 1000 руб., и “керенки”.

Отношение населения к царским деньгам и купюрам Временного правительства оказалось различным. Несмотря на инфляцию 1914-1916 гг., народ считал царские купюры "крепкими" деньгами и использовал их для сбережений. Поэтому как в 1916 г. исчезли из обращения золотая и серебряная монеты, так и в 1917 г. из оборота стали исчезать царские бумажные деньги. К деньгам же "демократического" правительства население испытывало недоверие и стремилось от них избавиться.

Надеясь выйти из финансовых затруднений, Временное правительство продолжало политику царского правительства: делало займы, внешние и внутренние, увеличивало бумажно-денежную эмиссию, готовило резкое повышение цен на предметы первой необходимости. Государственный долг России достиг астрономической цифры — 49 млрд. руб., из которых более 11 млрд. приходилось на иностранные займы.

За восемь месяцев пребывания Временного правительства у власти денежная масса, обращавшаяся в стране, возросла вдвое. Правительство не видело иного способа покрытия бюджетного дефицита, кроме эмиссии. Это была единственная доходная статья. Покупательная способность рубля упала до 6—7 коп. В результате рост цен стал обгонять рост выпуска бумажных денежных знаков. Это вызывало, в свою очередь, дальнейшее обесценение рубля. Получался замкнутый круг, и чтобы вырваться из него, нужно было укрепить рубль, обеспечить его необходимыми запасами государственных ценностей. Чтобы решить задачу восстановления разрушенного хозяйства, необходимо было посягнуть на капиталы буржуазии и помещиков, а это не входило в планы буржуазного правительства. Законы о подоходном налоге и о налоге с прибылей, с большими ограничениями принятые Временным правительством, практически не выполнялись.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

 

Статистика

Важные события

Аттестация государственных служащих

Аттестация государственных служащих декларируется современным законодательством в качестве обязательной нормы для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности государственной службы.