Налоговая
система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает
главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства,
определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим
необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым
общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность
наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.
д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода
российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям
как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на
сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала
несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой
системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым
налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.
Анализ
реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что
выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов
налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и
привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на
другие). Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая
система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям
периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно
развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний
день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт
взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику
весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять
первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических
условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего
народного хозяйства.
Пока не будет
выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и
его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не
более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее
время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок
и неудач, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс,
разработанный Правительством РФ, однако, он не лишён недостатков.
Проблем в сфере
налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том
порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь
незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.
|