На сегодня Закон
РФ “О защите прав потребителей” остается по мнению юристов наиболее нарушаемым
из всех действующих законов. Практика показала, что более слабой в правовом
плане стороной в потребительских отношениях является гражданин-потребитель.
Всеобщая правовая безграмотность, как предпринимателей, так и потребителей,
порождает массу проблем в правоприменительной практике и доказывает, что без
участия государственных органов, наделенных властными полномочиями, защита прав
потребителей и в особенности профилактика правонарушений в этой области крайне
неэффективна.
Одним из
распространенных видов нарушений является непредставление потребителям
информации о наименовании хозсубъекта, юридическом адресе. При отсутствии этой
информации потребитель лишен возможности направить претензию нарушителю и
защитить свои права.
Так же отсутствие
единообразия в области технического регулирования, применения терминов и
определений продукции приводит к нарушениям требований законодательных актов в
этой области и массовым жалобам потребителей в связи с приобретением товаров
ненадлежащего качества.
Сейчас получила
широкое распространение продажа товаров курьерским способом, посредством
рекламы на телевидении. Возникающие нарушения в этой области связаны с
непредставлением информации о сертификации товара, противопоказаниях и т.д.
Отсутствие в ФЗ “О рекламе” положений, предусматривающих ответственность за непредставление
информации о рекламодателе, изготовителе и продавце значительно усложняет
реализацию норм Закона “О защите прав потребителей”.
Так же
законодательным актом не предусмотрена ответственность за нарушение порядка
организации и проведения лотереи, в связи с чем, продажа товаров по рекламе с
применением розыгрыша получила массовый характер и усложняет соблюдение
законодательства.
В то же время
потребители вправе обратиться в суд с иском о защите их прав. Процессуальные
льготы, такие, как освобождение потребителя от уплаты государственной пошлины и
т.д., значительно облегчают самостоятельную защиту собственных прав, как
потребителя, в суде.
Однако наиболее
эффективным способом оказания помощи в разрешении споров является
предоставление территориальным управлением заключения по делу. Это связано с
тем, что такая форма защиты прав потребителей, как вступление в уже начатый
потребителем процесс для дачи заключения по делу в условиях малочисленности
территориальных управлений является наиболее применимой.
Так же сейчас
расширяется практика предъявления территориальными управлениями исков в защиту
неопределенного круга потребителей. Предметом таких исков является признание
действий хозсубъектов противоправными. Однако территориальные управления МАП
России ограничены в материальных и кадровых ресурсов, в связи с чем, участие в
предъявлении исков в защиту неопределенного круга потребителей принимается
значительно реже.
Рассмотрение
исков, как правило, затягивается по вине ответчиков, в том числе путем неявки
их в судебное заседание. Так же отсутствует судебная практика принудительного
привода или воздействия путем применения штрафных санкций.
Осуществлению
полномочий антимонопольных органов препятствует положение о соблюдении сроков
составления протокола об административных правонарушениях и неоднозначность
трактовки определения “немедленность”, отсутствие достаточного количества
мировых судей и неохотное участие правоохранительных органов в обеспечении
привода правонарушителей для составления протокола.
В территориальные
управления с каждым годом все больше увеличивается численность письменных и
устных заявлений потребителей с просьбой защитить их права. Этому
способствовало ухудшение ситуации на потребительском рынке в связи с
сокращением объема работы по контролю государственными органами. Так же следует
отметить возросшее негативное отношение предпринимателей к госконтролю.
Невозможно не отметить
увеличение количества обращений граждан и предпринимателей за разъяснением норм
законодательства о защите прав потребителей. Для предотвращения потребительской
безграмотности проводятся различные мероприятия, конференции и конкурсы.
Таким образом,
федеральным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления
необходимо продолжать наращивать усилия по реализации национальной политики в
сфере защиты прав потребителей как одно из условий повышения благосостояния
населения.
Приоритетными должны
оставаться мероприятия, направленные на обеспечение защиты законных прав и
интересов потребителей и добросовестных товаропроизводителей в соответствии с
полномочиями, установленными законодательством. По их результатам необходимо
применять административные меры воздействия при тесном взаимодействии с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими
контролирующими органами и организациями.
Продолжать работы
в области совершенствования законодательства о защите прав потребителей,
обеспечения согласованности применения норм законодательных актов, сопряженных
с требованиями защиты прав и интересов потребителей и товаропроизводителей. Так
же решить вопросы реформирования технического законодательства и привести в
соответствие с требованиями отдельные положения ФЗ “О рекламе”. Следует
принять ФЗ “О лотереи”, нормами которого установить ответственность за незаконное
применение розыгрышей, в том числе при продаже товаров.
|